Роспотребнадзор напоминает, что ни один федеральный закон 56-ФЗ от 18 марта 2020 года не устанавливает конкретных мер по защите прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалидов, пожилых людей, детей). Статья 14.8 КоАП РФ дополнена частью 5. Часть 5 предусматривает административную ответственность продавца (правоприменителя) за отказ или уклонение от предоставления товаров (проектов, услуг) потребителям по причинам, связанным с состоянием их здоровья. инвалидностью, возрастом, если такой отказ не обоснован законными причинами.
Штрафы за эти правонарушения предлагаются в следующих размерах.
— От 30 000 до 50 000 рублей для работников,
— от 300 000 до 500 000 рублей для юридических лиц.
Данная статья дополнена примечанием, уточняющим, что административная ответственность наступает за отказ в предоставлении товаров (работ, услуг) или доступа по причинам, указанным отдельно для каждого потребителя и для каждого случая такого отказа. Это больше, чем просто выражение.
Необходимость принятия такого закона возникла в связи с ростом числа обращений инвалидов, пожилых людей, а также лиц, не имеющих доступа к транспорту, местам отдыха, оздоровления и помещениям, иным объектам потребления, инвалидности, нарушениям здоровья, преклонного возраст и другие подобные причины.
Проголосованный закон направлен, прежде всего, на стимулирование соблюдения прав данной категории потребителей и обеспечение их прав наряду с гарантиями, закрепленными положениями Закона о правах потребителей.
Закон № 56-ФЗ вступил в силу 29 марта 2020 года, и в том же году начался реальный процесс его применения. Менее чем за год продавцы и правоприменители 10 раз привлекались к административной ответственности за отказ в доступе к товарам (проектам, услугам) потребителям по причинам, связанным с состоянием здоровья, инвалидностью или возрастом. В большинстве случаев речь шла об отказе продавца заключить договор розничной купли-продажи с потребителем, относящимся к социально уязвимой категории.
Например, Нижнетагильский территориальный отдел Роспотребнадзора оштрафовал магазин «Кари» за то, что продавец отказал инфарктнику в просьбе отключить охранную будку.
14 июля 2020 года житель города с кардиостимулятором отправился в магазин в Кали, чтобы купить обувь. На входе он попросил продавца выключить охранную будку, так как это может привести к сбоям в работе устройства. Работник магазина отказал инвалиду, несмотря на то, что тот был владельцем кардиостимулятора. Мужчина написал жалобу и книгу предложений и вызвал полицию. В результате на ООО «Кари» был наложен штраф в размере 150 000 рублей.
Защита прав потребителя для инвалида на фоне отсутствия доступной среды в магазине
Если инвалид не заходит в магазин из-за отсутствия светильников и кнопки вызова менеджера, как должен поступить суд, обратилась ИП Багдасарова А.Г. Что же касается защиты прав потребителей, то для принятия решения суд должен проанализировать закон о нарушении прав инвалидов на доступную среду и учесть норму закона. Затем он может принять во внимание норму права.
Ответы юристов (1)
Согласно ст. 30 Федерального закона от 2 июня 1992 г. «102-ФЗ О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать от продавца предоставления товара достаточного качества и доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В данном случае Багдасарова А.Г. может нести ответственность за нарушение прав инвалидов на доступную среду. Отсутствие лампы и кнопки вызова регистратуры является нарушением требований доступности для инвалидов.
В то же время суд может отклонить требования истца, если сам покупатель проигнорировал меры по обеспечению доступности для инвалидов, например, не воспользовался услугами ассистента, который помог бы ему преодолеть инвалидность во время посещения. Магазин. Суд также может отклонить требование истца, если факт нарушения прав инвалида на доступную среду не был должным образом подтвержден.
Для разрешения данного вопроса судье следует руководствоваться законодательством Российской Федерации об основах социальной защиты личности, в частности на основании статей 1, 7 и 9 Федерального закона от 24. 11. 1995 N 181-ФЗ «О ст. 1, 7 и 9. об инвалидности в Российской Федерации», а также Федерального закона от 2 марта 2006 года N 35-ФЗ „О защите прав потребителей“.
Перечень условий, при которых суд может отклонить утверждения истца, может включать следующие критерии. — недостатки в представленных доказательствах наличия нарушения прав лица с инвалидностью — немыслимость и непонятность утверждений ходатайства истца — отсутствие прямой связи между нарушением прав лица с инвалидностью и деятельностью ИП Багдасарова А.Г. — предоставление истцом необоснованных доказательств.
Статья закона, примененная в данном деле:
Перечень условий, при которых суд может отказать истцу в иске:
Защита прав потребителей: особенности и права инвалидов
Учитывая необходимость создания условий для обеспечения гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей (далее — государства-члены) и необходимость обеспечения проведения согласованной политики в области защиты прав потребителей в целях создания равных условий. гражданам государств-членов для защиты их интересов от недобросовестной деловой практики,
Он рекомендует государствам-членам с даты текущего открытия объекта на официальном сайте Евразийского экономического союза рассмотреть возможность применения общего подхода к установлению специальных мер по защите прав и интересов отдельных категорий потребителей. Приложение при осуществлении правового регулирования в сфере защиты прав потребителей.
Евразийская финансовая комиссия.
Приложение
При создании Коллегии Евразийской финансовой комиссии.
Евразийская финансовая комиссия.
Общий подход к установлению специальных мер по защите прав и интересов отдельных категорий потребителей
1. настоящий документ направлен на разъяснение общего подхода к определению особенностей регулирования правоотношений, касающихся отдельных категорий потребителей (инвалидов, несовершеннолетних и пожилых людей). (далее — отдельные категории потребителей), а также способствовать пониманию общего подхода к гармонизации правоотношений между государствами-членами Евразийского экономического союза (далее — государства-члены, Союз).
2. термины, используемые в настоящем документе, означают
«инвалид» — лицо с физическим, психическим, эмоциональным или сенсорным поражением, которое взаимодействует с различными видами инвалидности и может препятствовать полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими лицами.
Несовершеннолетние» — только лица, не достигшие 14 лет, родители, усыновители или опекуны могут совершать (за исключением мелких бытовых сделок, сделок, направленных на получение бесплатных льгот, нотариальное заверение или государственную регистрацию, сделок, связанных с распоряжением средствами, предоставленными законным представителем или для определенной цели, или свободного распоряжения (с согласия последнего третьим лицом),
Пожилые люди» — лица в возрасте 65 лет и старше,
«потребительский риск» — возможность наступления негативных последствий для потребителя, в том числе финансовых потерь или (и) угрозы здоровью, жизни, (или) морального вреда от решения потребителя заказать (приобрести) товары (проекты), услуги),
‘Ущерб потребителям’ — убытки (ущерб), понесенные потребителями в результате нарушения их прав, предусмотренных законодательством государства-члена,
‘Уязвимость’ — категория риска потребителя, связанная с особенностями его физического (психического) состояния или возраста. Уязвимость потребителя напрямую влияет на его способность осознавать и оценивать последствия своих действий при применении недобросовестной коммерческой практики. Он подразумевает возможность причинения вреда потребителю,
‘Электронная коммерция’. — Продажа товаров (проектов, услуг) путем заключения договора с потребителем через информационно-коммуникационную сеть «Интернет», независимо от формы расчетов с потребителем и способа доставки товара (если иное не определено государствами-членами).
Иные понятия, используемые в настоящем документе, относятся к понятиям, установленным Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
(3) Необходимость применения специальных мер по защите прав и интересов отдельных категорий потребителей, в том числе указанных в пункте 6 настоящего документа, обусловлена их возрастом, физическими и психическими особенностями, которые будут влиять на их способность правильно и адекватно влиять на исход сделки оценивать и потребительские риски, связанные с увеличением потерь потребителей.
Специальные меры по защите прав и интересов отдельных категорий потребителей применяются государствами-членами в контексте общей социальной политики и защиты прав потребителей.
(4) Основные механизмы защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей, а также конкретные меры, направленные на устранение существующих и потенциальных угроз для полной реализации и защиты законных интересов отдельных категорий потребителей, включаются в документы государственного стратегического планирования, издаваемые государствами-членами в области защиты прав потребителей, когда они Включены в.
5. в целях обеспечения равной правовой защиты на таможенной территории союза, а также реализации гарантий прав граждан как потребителей, законодательством государств-членов могут быть предусмотрены механизмы, с помощью которых могут быть достигнуты условия и обеспечены возможности равного доступа. Доступ потребителей к отдельным категориям товаров (проектов, услуг).
6. законодательством государств-членов в области защиты прав потребителей могут быть предусмотрены специальные меры, направленные на защиту прав и интересов отдельных категорий потребителей, в том числе
(а) обеспечение возможности получения отдельными категориями потребителей (инвалидами с ограниченными возможностями здоровья по слуху или зрению) информации о товарах (проектах, услугах) в доступных форматах и на безвозмездной основе
(b) установление специальных мер ответственности для следующих продавцов (исполнителей)
введение в заблуждение отдельных категорий потребителей, например, о недвижимости, качестве, наличии и (или) выгодных ценах на товары (проекты, услуги), условиях договоров, заключаемых с потребителями, и т.д., введение в заблуждение отдельных категорий потребителей и т.д. и т.п.
отказ в доступе к товарам (проектам, услугам), отказ в доступе отдельным категориям потребителей по основаниям, связанным с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом (если такое ограничение не предусмотрено законодательством государства-члена)
(d) создание и развитие государствами-членами информационных источников, содержащих информацию о защите прав потребителей, включая информацию об отдельных категориях потребителей, в контексте интегрированных информационных систем Союза
(e) разработка и реализация программ обучения в области защиты прав потребителей и информирования граждан. С учетом особенностей восприятия отдельных категорий информации,
(f) участие общественных организаций потребителей в работе по совершенствованию правовой азбуки потребителей (в том числе в сфере электронной коммерции), стимулирование их участия в решении этих задач
(g) разработка рекомендаций по предотвращению недобросовестной деловой практики хозяйствующих субъектов с учетом особенностей их взаимодействия с отдельными категориями потребителей, а также поощрение социально ответственного бизнеса.
7. в целях своевременного обновления мер, принимаемых на государственном уровне в целях защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей, государствам-членам рекомендуется проводить постоянный базовый анализ социального и потребительского поведения населения. Цель — выявить условия, при которых определенные группы населения или граждане подвергаются повышенному риску потребительских
8. государственная политика в области развития бизнеса в государствах-членах может формироваться и практиковаться с учетом реализации мер, направленных на защиту прав и интересов отдельных категорий потребителей.
Подготовлен АО «Кодекс» и проверен
Евразийским экономическим союзом.
За обман продавцами инвалидов, стариков и детей хотят наказывать строже
Эксперты по-разному оценили предложенные изменения. С одной стороны, они отметили их обоснованность, а с другой — обратили внимание на недостатки некоторых предложений. Один из них отметил, что депутатам следует сосредоточиться на повышении эффективности применения действующего законодательства, а не на усилении ответственности за преступления против этих граждан.
Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает поправки в закон, направленные на установление конкретных мер административной ответственности для инвалидов, пожилых людей, несовершеннолетних и правонарушений. По словам авторов законопроекта, они готовятся во исполнение соответствующих поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета 18 апреля 2017 года.
В настоящее время подготовлены законопроект о внесении изменений в закон «О защите прав потребителей» и законопроект «Об основных принципах туристской деятельности и понятии административного правонарушения в Российской Федерации». Кроме того, предусмотрены соответствующие поправки в Гражданский кодекс РФ, но планы пока не опубликованы.
Первый документ предусматривает изменения в процедуре предоставления информации отдельным категориям потребителей при заключении договора купли-продажи, договора подряда или договора оказания услуг. Также вводится запрет на отказ или блокирование доступа потребителя к товарам, проектам и услугам по состоянию здоровья, инвалидности или возрасту. Кроме того, исполнитель услуги или проекта, являющийся продавцом товара, обязан учитывать особые потребности таких потребителей, если эти потребности известны заранее.
Второй законопроект усиливает административную ответственность закона о защите прав потребителей в отношении людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и несовершеннолетних. Предлагается установить штраф в размере 5-10 000 рублей для граждан, 20-40 000 рублей для работников и 1,5-600 000 рублей для юридических лиц за обман таких потребителей.
Также предлагается установить ответственность за незнание прав этих категорий граждан на получение информации о товарах или услугах и включение в договоры условий, нарушающих их права, упущение льгот и лишение доступа к товарам по состоянию здоровья и возрасту. За совершение подобных правонарушений должностные лица наказываются штрафом в размере 15-30 000 рублей, а юридические лица — 50-10 000 рублей.
Комментируя планы Минтруда по изменению закона, компания «Бородин и партнеры» отметила, что необходимость совершенствования закона о защите прав потребителей обусловлена Конвенцией ООН о правах инвалидов. Предлагаемые поправки повысят степень социальной защиты инвалидов, пожилых людей и детей». Он считает, что данная поправка подчеркивает особый статус этих категорий граждан и привлекает внимание к реализации их прав, демонстрируя особое отношение, а также повышает ответственность за нарушение их прав».
Иван Сустин, юрист и исполнительный директор BSG, согласился с тем, что нововведения в социальном праве в государстве всеобщего благосостояния можно только приветствовать. Однако он добавил, что если считать фактические принципы, широко применяемые в России, верными, то законодателям целесообразнее обратить внимание на необходимость повышения эффективности применения уже действующих законов. ‘Мошенничество в отношении фальшивых косметических, фальшивых медицинских, фальшивых юридических, фальшивых строительных и других предприятий’. Потребители среднего возраста, среднего и малого бизнеса не могут привлечь нарушителей к административной ответственности из-за особенностей процесса сертификации. Что можно сказать об инвалидах, пожилых и несовершеннолетних?» Пояснение. — Пояснение.
По словам Ивана Сустина, несознательного предпринимателя, он понял, что в сегодняшней правовой реальности обманутый потребитель не может привлечь его к административной ответственности. Тяжело: «Гипотетический случай привлечения к административной ответственности и гипотетического наложения штрафа не идет ни в какое сравнение с получаемым доходом.
Антон Алексеев, руководитель направления практической работы и миграционного права компании «Яковлев». Партнер обратил внимание на одну из поправок к закону о защите прав потребителей. По его словам, он подразумевает, что люди с ограниченными возможностями, пожилые и несовершеннолетние должны информировать продавца о том, что они обязаны использовать приобретенный товар с учетом своих потребностей по здоровью и возраста. Иными словами, защита этих категорий прав зависит от выполнения определенных обязательств.
Трудно определить, в какой степени эти обязательства могут быть выполнены, поскольку закон на их стороне. Предложенные правила, как представляется, не в полной мере регулируют вышеупомянутые вопросы. Они направлены на защиту прав незащищенных социальных групп, но не делают эту защиту безусловной. Как уже было сказано, все пробелы в законодательстве устраняются правоприменительной практикой. Кроме того, нет необходимости вносить соответствующие изменения в правила продажи товаров или оказания услуг», — считают эксперты.
Общественное обсуждение законопроекта продолжается до 7 сентября. Ожидается, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.