Как только реформы полицейской политики будут завершены, отдел снова окажется на пороге перемен. Прежде всего, они могут коснуться структуры полиции и процесса формирования ее административного аппарата. Стоит отметить, что новые реформаторские идеи созрели не в самом Министерстве внутренних дел, как в предыдущие эпохи. Механизм был предложен двумя государственными органами. Скептики считают, что структуры гражданского общества не могут реформировать некоторые системы так косвенно, как Министерство внутренних дел. Да и захочет ли министерство слушать общественную дискуссию? Но они говорят, что заказчиком следующей программы реформ будет Правительство РФ, и это в корне меняет проблему.
Георгий Сатаров, один из разработчиков новой идеи, назвал предыдущую реформу закона «вульгарной имитацией» и отметил, что премьер-министр Дмитрий Медведев придерживается аналогичного мнения.
Повторное осуждение имело обратный эффект. Люди независимые, не замешанные в коррупции, были исключены из самой раздражающей и опасной системы», — сказал премьер-министр. Реформирование системы изнутри показало несостоятельность такого подхода. Необходимо предпринять новые усилия, но в тесном сотрудничестве со структурами гражданского общества.
Согласно новым представлениям, предлагается разделить полицию по американским стандартам на два департамента — элементарный и федеральный. Федеральная служба — аналог американского ФБР — будет отвечать за расследование опасных и особо опасных преступлений, а различные второстепенные внутренние вопросы останутся в ведении муниципальной полиции. Предлагается избирать шерифа — начальника местной полиции. Шериф избирается ежегодно из числа сотрудников полиции прямым голосованием граждан. Муниципальная полиция содержится местным населением за счет специальных взносов. В чем заключаются эти взносы и какую сумму должны вносить граждане, редакция «Идеи» не уточнила. Действия шерифа и его людей регулируются специальным общественным советом, но детали его работы не ясны, как и средства муниципальной полиции. По мнению автора идеи, местные власти не могут предоставлять шерифу полномочия по своему усмотрению — они решаются только на федеральном уровне. Однако местные власти могут делегировать муниципальным полицейским ряд дополнительных функций — от патрулирования до организации досуга населения и охраны массовых мероприятий.
Стоит ли говорить, что Министерство внутренних дел явно не в восторге от нового закона. Практически все его положения вызвали шквал критики со стороны службы. Муниципальная полиция уже создавалась в России и оказалась неэффективной. В местном бюджете нет денег на содержание шерифов. Им остается либо запустить руки в пустые карманы граждан, либо положиться на местный бизнес. Ни то, ни другое к хорошему не приведет. Фальсификации неизбежны при выборах начальников полиции. Когда бизнесмены берутся за работу местных правоохранительных органов, они пытаются выкупить все руководство.
Министерство внутренних дел поспешило дать Кудрину «дружеский совет». Но Кудрин разбирается не только в финансах. Не случайно именно ему поручили разработку нового признания — Кудрин впервые предложил децентрализацию организации в 2002 году. Целый департамент Министерства внутренних дел должен был заниматься «федеральным» управлением, занимающимся организованной преступностью, и «региональным», отвечающим за все остальное. Три года назад он одним из первых в правительстве предложил реформировать службу, и этот переход был разделен с Российским научным институтом и ИНСТИТУТОМ ИНТИТЕРС. Кстати, по слухам, Кудрин разработал эту идею по указанию тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. И не кто иной, как Кудрин, противился приостановке финансирования организации региональными и местными властями — полная федерация полицейских сил обошлась бы в астрономическую сумму в 200 миллиардов рублей государственных средств.
В целом, критика предложения Кудрина и Саталова звучит очень жестко, и понятно, почему это так сложно. Важно, что реформа в американском стиле — это конец МВД в его нынешнем виде. Сильное министерство с огромным бюджетом и расширенным штатом оставит после себя федеральную службу, расследующую самые тяжкие и опасные преступления. А предыдущие реформы министерства этого не предполагали. Министерство также отказалось от идеи увеличения числа инспекций по управлению персоналом на местах. В настоящее время их число невелико. Например, на весь Татарстан всего 15 инспекторов. Но если их число увеличится хотя бы до 100-200, то трактовать закон, исходя из личных интересов, вписывая в него взяточничество и совершение противоправных действий, будет невозможно.
Миграционная реформа в России: завтра мести улицы и строить дома станет некому
Министерство внутренних дел готовит реформу Закона о миграции. Об этом сообщил министр внутренних дел Владимир Колокольцев в своем выступлении в Совете Федерации. Однако Колокольцев не назвал конкретных параметров будущих реформ. Однако он подчеркнул необходимость не допустить роста ксенофобии по отношению к мигрантам.
Колокольцев отметил, что с 2016 года Министерство внутренних дел является единственной службой, которая управляет пребыванием мигрантов в стране. С тех пор было принято 30 законов, регулирующих пребывание иностранцев. Трудно представить себе другую столь же болезненную отрасль в России. Там законы меняются стремительно. И где бы вы ни находились, нужно быть внимательным к полной прозрачности с цифрами.
К 2023 году Министерство внутренних дел перестало публиковать подробные данные о миграции по странам и регионам. При этом, по словам Константина Затулина, первого заместителя председателя комитета Госдумы по ЦФО, федеральные власти даже не располагают точной информацией о количестве трудовых мигрантов в России.
Официальные данные на 2023 год: в страну въехало почти 12,1 миллиона иностранцев, около 9,8 миллиона встали на учет переселенцев и 10,8 миллиона остались. Затулин оценивает количество мигрантов в 5-6 миллионов человек, что, по его словам, гораздо меньше, чем до пандемии (11 миллионов, по данным депутата). Оценки Затулина существенно отличаются от тех, что озвучил президент Владимир Путин в своем «Итогах года» в декабре 2023 года. По его словам, в стране насчитывается более 10 миллионов трудовых мигрантов.
Путин также говорил об очень болезненной проблеме вхождения мигрантов в общество. Безработица в России находится на низком уровне (2,9 % в декабре 2023 года), и работники на рынке труда по-прежнему нужны. Однако, по словам президента, недопустимо решать эту проблему за счет привлечения мигрантов любой ценой в ущерб местному населению.
Путин и Затарлин согласны с тем, что необходимо создать специальный инструмент, который бы комплексно рассматривал проблему трудовой миграции. Это позволит привлекать специализированную рабочую силу. В этом ли суть реформ, объявленных министром внутренних дел Колокольцевым? Однако в данном случае реформа означает, что иммиграционные полномочия будут переданы от Министерства внутренних дел новому «политическому» министерству.
Так что ужесточение миграционного законодательства — это хорошо или плохо для российской экономики, которая, по данным Минфина, испытывает острый кадровый голод (в конце апреля безработица уже была ниже 2,7%).
MSK1. Ru поговорил с экспертами, которые высказались против реформ.
Мнение против: дефицит кадров приведет к подорожанию всего
— Уже известно, что в прошлом году Министерство внутренних дел подготовило масштабный законопроект, который изменит текущую ситуацию на рынке труда. — Отметим, что новые реформы будут означать отмену патентной работы для граждан ЦА. Взамен правительство введет новую лицензионную или визовую систему, регулирующую привлечение иностранных работников. Другими словами, новые реформы означают полный контроль над трудовой деятельностью иностранцев с помощью специального реестра. Процесс найма иммигрантов может стать более сложным.
Бацев отмечает, что в настоящее время в России существует около 10 миллионов свободных рабочих мест. И если иммиграционная политика будет ужесточена, это приведет к еще большему дефициту рабочей силы в различных отраслях. В частности, в строительстве, сельском хозяйстве, сфере низких услуг и других отраслях.
Неизбежен и рост стоимости товаров и услуг для населения, ведь нехватка рабочей силы в рыночной экономике всегда приводит к росту зарплат. Работодатели просто перекладывают расходы на потребителей.
Однако Басев видит и положительные моменты. Он считает, что компании будут активнее внедрять новые технологии и ускорять автоматизацию, чтобы повысить производительность труда. А это хотя бы частично снимет проблему нехватки персонала. А в долгосрочной перспективе это станет основой для дальнейшего экономического роста. Однако для этого нужно подождать 10-15 лет.
Мнение за: дешевая рабочая сила России больше не нужна, нужны нейросети
Мигрантов по-прежнему привлекают в Россию высокие зарплаты (выше, чем в некоторых предыдущих странах ЦА) и пенсионные программы. Благодаря трансграничным соглашениям люди, чей трудовой стаж начался в Советском Союзе, могут оформить пенсию на родине или в России — по своему выбору. Кроме того, до этого года существовала практика выплаты материнского капитала на детей, зарегистрированных в России, но так и не родившихся здесь, говорит Светлана Сазанова, доцент государственного университета.
— Введение в последние десятилетия упрощенного режима получения российского гражданства, а также въезд и выезд граждан бывших советских республик привели к массовому притоку населения на территорию России. Они приезжают по приглашениям как от работодателей, так и от родственников, — говорит Сазанова. — При этом приглашение фактически не является основанием для пребывания мигранта в России. И если он решит остаться сверх разрешенного срока, то вполне может это сделать. По приглашению работника торговая компания заставляет российский бюджет заботиться о многочисленных родственниках-родителях — женах, детях и даже родителях.
Сазанова считает, что массовый приток трудовых мигрантов уже не выгоден нашей стране с финансовой точки зрения, как это было в предыдущие десятилетия. Экономике нужны более профессиональные кадры.
— Нехватка рабочей силы повышает ее стоимость и тем самым создает стимул для замены ручного и минимально механизированного труда на высокотехничный, использующий искусственный интеллект, — говорит доцент Сазанова.
Конечно, будет интересно посмотреть, как искусственный интеллект будет класть кирпичи, протирать дороги и чистить туалеты».
Мнение нейтральное: просто вместо одних мигрантов приедут другие
Юлия Кузнецова, экономический советник МГУ, нейтрально относится к реформам, затеянным МВД. Эксперт полагает, что никаких потрясений на рынке труда (как считает Бацев) и изменений в техническом укладе (как мечтает Сазанова) не будет.
— На экономику России совершенно не повлияет тот факт, что контроль иммигрантов над страной будет усилен. На смену депортированным придут молодые люди, готовые работать, не нарушая закон и в соответствии с правилами проживания в России», — говорит Кузнецова. — Все больше и больше людей приезжают на заработки в Россию!