8. 1. негабаритные грузоподъемные машины и механизмы (монтаж и эксплуатация кранов, буровых, экскаваторов, подъемников, автовышек и других грузоподъемных механизмов, предъявляются требования правил электробезопасности.
8. 2. Задание контактной сети охранных зон и воздушных линий с различными грузоподъемными конструкциями и габаритными механизмами допускается только с разрешения силовых органов на расстоянии от машины (механизма) или выдвинутой или поднятой части, а также от своего рабочего места. Нагрузка на тело или подъем груза в любом положении (в том числе при более высоком подъеме или толкании) до ближайшего шнура питания превышает указанную в таблице 1.
Исключение составляют работы на линиях напряжением до 20 кВ, выполняемые с помощью вышек, подъемников или других механизмов для подъема людей. Эти работы допускаются, если с учетом разности потенциалов вышки (механизмы), средства защиты, приближающиеся к работнику с устройством и на расстояние не менее 1 м (по воздуху), защищены. в любом положении, а также больше, чем предусмотрено конструкцией подъемника или боковым расстоянием от ближайшего шнура питания.
8. 3. Установка и эксплуатация подъемных средств в охранных зонах контактной сети и воздушных линий разрешается при наличии письменного разрешения на производство работ (наряда-допуска), который может согласовывать процесс с дистанцией питания. Наряд-допуск подписывается руководителем структурного подразделения (начальником, главным инженером), выполняющего работы, и передается машинисту крана (водителя) до начала работ. Наряд-допуск выдается только при наличии разрешения службы электроснабжения.
Наряд-допуск не требуется при выполнении персоналом зоны электроснабжения грузоподъемных работ на воздушных линиях электропередачи при балансовой принадлежности и эксплуатации охранной зоны контактной сети и зоны электроснабжения. Работы выполняются в соответствии с нарядом-допуском, форма которого определяется нормативными документами электроэнергетики и энергохозяйства.
8. 4. Запрещается управлять стрелой крана и подводить ее непосредственно под электрофорные воздушные тросы и воздушные линии.
Раскачивание конструкции при загрузке крана от персонала запрещается.
Монтаж и эксплуатация грузоподъемных конструкций в пределах защит контактной сети и воздушных линий электропередачи должны производиться под непосредственным наблюдением лица, ответственного за безопасное производство работ краном в процессе эксплуатации, за которым должен быть установлен надзор. Крановщику указывают место расположения крановой установки, обеспечивают соблюдение условий работы, предусмотренных нарядом-допуском, и регистрируют дневник крановщика в наряде-допуске на производство работ.
На маршах кранов представители структурной части, формирующей проект, должны установить штампы, запрещающие несанкционированную установку кранов для работы вблизи или рядом с воздушными силовыми кабелями. Стропальщики, являющиеся машинистами машин и грузоподъемных механизмов, должны иметь группу по электробезопасности не ниже P
Допустимые расстояния от электрофореза под напряжением (ГОСТ 12. 1. 051).
8. 5. Для эксплуатации оборудования с непрерывными и переменными защитными зонами контактной сети, кабелей ДПР, шиноподъемников на электрических линиях напряжением 6? 10; 35 кВ на кронштейнах контактной сети или независимых опорах, заземление оборудования, в том числе при наличии автономного источника питания, должно производиться с заземлением кронштейнов контактной сети или центральной опоры трансформаторной подстанции.
При работе грузоподъемного оборудования в зоне железнодорожных путей заземление машины должно быть присоединено к точке железнодорожного пути.
В соответствии с п. 7. 2 Правил для перестановки специальных кранов без снятия напряжения с контактных подвесок, скользящих рельсов, станков и подъемных установок электродвигателей исключаются.
Запрещается заземление внешних электросетей в центральной точке трансформаторов и подъемных установок с рельсовыми нитями как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных железных дорогах.
8. 6. При работе в защитной зоне воздушной линии 6? 10; 35 кВ, вблизи распределительных подстанций напряжением 6? 10; 35 кВ заземление механизмов с корнями должно выполняться на контур заземления.
8. 7. В подъемных устройствах, установленных на рельсах и работающих в зоне непрерывной и переменной защиты контактной сети, кабель ДПР должен быть заземлен на искрогаситель с напряжением 200 В на рельсе, где заземлен кронштейн контактной сети, или в центральной точке трансформатора. трансформатора.
8. 8. При работе грузоподъемных механизмов в охранных зонах воздушных линий напряжением 6, 10 и 35 кВ (>50 м) они должны быть заземлены на одно из следующих элементарных положений: железобетонное или металлическое в заземляющем устройстве соседней опоры воздушной линии — заземляющее устройство распределительной подстанции от — к одному из естественных заземлений, определенных правилами, действующими для электроустановок.
При отсутствии таких заземлителей на расстоянии менее 50 м допускается заземление грузоподъемного оборудования двумя специальными заземлителями глубиной не менее 3 м. Рельсовое или железобетонное крепление опоры рекомендуется соединять с переносным заземлением.
8. 9. При эксплуатации подъемных сооружений вблизи воздушных линий до кВ они нейтрализуются нейтральным проводником, повторяющим заземляющий проводник, или заземляются на один из естественных заземлителей. Точка пересечения бронзового заземляющего проводника должна быть не менее 16 мм2
8. 10. при заземлении кранов, работающих в зонах защиты воздушных линий 6, 10 и 35 кВ, допускается применение стальных канатов диаметром не менее 8 мм.
8. 11. во всех случаях заземление подъемных сооружений, где их много, производится стропами — по распоряжению руководителя работ.
8. 12. предел допустимого расстояния от крана до выступа наружной линии воздушной линии 6? 10; 35 кВ и более обозначается шитом 1. 5 2. 0 м с красным флагом и ночным креплением с сигнальным прозрачным белым фонарем.
8. 13. запрещается стоять на земле, касаясь крана, спускаться или подниматься с земли на землю при случайном прикосновении к линии крана или при наличии между ними признаков электрического разряда, снятия напряжения с линии или удаления рабочей части на безопасное расстояние Выдергивание.
Если в результате прикосновения или электрического разряда кран горит, что делает невозможным его пребывание на земле, машинист должен спрыгнуть на землю, держась обеими руками за детали крана, не удерживаясь, немедленно наступать на ноги, пока напряжение не будет снято с воздушной линии, воздушной линии в определенной точке Оставайтесь. Сниматься с крана можно небольшими шагами, не превышающими длину ступни, пока напряжение не будет снято с этих линий.
8. 14. Подъем средств за пределами охранной зоны линии и в проходах ниже линии разрешается производить по устному указанию руководителя работ.
8. 15. Использование грузоподъемных средств вблизи воздушных линий электропередачи не допускается, если под действием ветра канаты и тросы оказываются свободными (без груза) и груз поднимается на опасное расстояние. Работа крана должна быть прервана при скорости ветра, превышающей допустимую скорость ветра для данного крана. В темное время суток работы с грузоподъемным оборудованием разрешается проводить только на отрезанных линиях с достаточным освещением. При сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда крановщик не видит воздушный отряд (сигнал) или груз, работа крана должна быть прекращена.
8. 16. Грузоподъемные установки не допускаются к эксплуатации, если
a) обслуживания неквалифицированными крановщиками и стропальщиками в отсутствие ответственного за безопасность труда,
(b) нарушение сроков технического освидетельствования,
(c) неисправности тормоза механизма подъема груза или тормоза механизма изменения положения стрелы; или
(г) неисправность ограничителей высоты подъема, ограничителей грузоподъемности, маркировочной разметки и другие неисправности, угрожающие безопасной работе.
8. 17. При транспортировании подъемных кранов запрещается подниматься на потолок и стрелы этих подъемных сооружений при транспортировании экскаваторов на открытых платформах под контактной сетью.
Подъемный кран: молниезащита и заземление
Краны на открытых платформах являются естественной мишенью для молний. Она может мгновенно поразить башни строительных площадок, краны углеродных складов или краны контейнерных терминалов. Заземление такого подъемного оборудования необходимо, но оправданы ли дополнительные меры молниезащиты, зависит от владельца.
Краны часто являются самыми высокими конструкциями на километры вокруг. Во время грозы эта заземленная стальная конструкция фактически является молниеприемником и сборщиком энергии, но молния может расплавить и ослабить электрические системы крана, электронное оборудование управления и связи, канаты, подшипники и другие критически важные компоненты, увеличивая их распад и физический износ. Все это повышает вероятность аварий и пожаров. Это особенно опасно для кранов, постоянно установленных на опасных производственных объектах (ОПО).
Молниезащита и заземление кранов: нормативные требования
В настоящее время основные требования к электрооборудованию кранов, включая заземление и молниезащиту, изложены в ГОСТ Р 59931-2021. В этом документе учтены указания международного стандарта МЭК 60204-32 в части безопасности электрооборудования грузоподъемных машин.
В ГОСТ Р 59931-2021 указано, что его положения применяются в совокупности с правилами ПУЭ 5.4. Данная глава регламента относится к электрооборудованию башенных летательных аппаратов, пневмотруб, кабельных кранов, кранов-манипуляторов и других кранов, склонных к наведению напряжения до 10 кВ на фундамент или путь крана. В отношении заземления крана и мер электробезопасности (пункты 5. 4. 56-5. 4. 57) документ ссылается на главу 1. 7 ПУЭ.
Требования к заземляющим устройствам и заземлениям электроустановок, в том числе кранов, установлены ГОСТ Р 58882-2020. Заземляющие устройства передвижных кранов — передвижного электрооборудования — должны соответствовать ГОСТ 16556-2016.
Необходимость заземления защитной, функциональной (рабочей) и крановой защиты очевидна, но целесообразность оборудования молниеприемниками и токоприемниками требует обоснования. Принять правильное решение поможет оценка возможных последствий удара молнии. Такой подход к молниезащите с учетом риска определен в ГОСТ Р МЭК 62305-2-2010.
Общие принципы и методы защиты молниеприемных конструкций описаны в ГОСТ Р 59789-2021 (МЭК 62305-3:2010), инструкциях РД 34. 21. 122-87 и 153-34. 21. 122-2003. Конкретные рекомендации по молниезащите и заземлению грузоподъемных кранов могут быть приведены в отраслевых и служебных нормативных документах. Например, в отношении грузоподъемных кранов РД 31. 82. 01-95. Пункт 2. 3. 3 документа регламентирует работу кранового и транспортного оборудования в портах с молниеприемниками.
Молниеприемники для крана
Башни, борта и другие металлоконструкции кранов могут выдерживать удары молнии и отводить ток к заземлителям по электрическим непрерывным трассам (с разветвленными подвижными соединениями). Дополнительные молниеприемники можно использовать только на уязвимых частях сооружения, не входящих в зону защиты крана, если риск повреждения и возгорания кранового оборудования, систем электроснабжения, автоматики и связи оценивается как незначительный.
Большие грузы, склады, производство, особенно грузы и строительство, где опасны взрывы и пожары, защищаются световыми стержнями или тросами, которые представляют собой световые организации или световые границы. В результате краны, манипуляторы и крановые стрелы, работающие в этой зоне, защищены от мгновенных ударов молнии. Грузоподъемные краны, работающие вне зоны защиты, могут быть оборудованы световыми стержнями и их кронштейнами или колоннами, если существует высокий риск повреждения током молнии.
На строительных площадках временные системы защиты от мгновенных ударов молнии (п. 1. 1134. 21. 122-87), включающие молниеотводы, токоотводы и заземляющие устройства, должны устанавливаться, когда высота строящегося объекта достигает 20 м. . По мере строительства молниеприемник перемещается на новую высоту. Таким образом, по крайней мере, некоторые виды строительного оборудования, включая башенные и самовоспроизводящиеся башни, защищены от мгновенного попадания молнии. Что касается кранов, например канатных кранов для изготовления плотин, то они не попадают в эту зону и необходимость в легких, мощных коллекторах для их защиты должна быть оценена по достоинству.
Помимо непосредственных ударов молнии, электрооборудование и электронные компоненты крана подвергаются риску вторичных ударов молнии. Постоянная установка прогрессивных систем защиты, т.е. согласованное включение виновников I, II и III, решает проблемы как ударов, так и периодических переливов.
Заземлители для крана
Осуществление защитного заземления, обеспечение электробезопасности персонала — основная задача заземляющих устройств кранов и другого электрооборудования. Для этого металлические корпуса приборов, двигателей и трансформаторов связывают с металлоконструкцией крана и заземляют на подкрановый или фундаментный рельс.
Кроме того, заземляющий электрод должен обеспечивать исправное (равнопрочное) заземление для стока молнии и нормальной работы оборудования крана. Резисторы с током менее 10 Ом удовлетворяют требованиям как защитного заземления, так и светозащиты. Если требуется функциональное заземление, резистор должен быть менее 4 Ом.
Для заземления кранов на открытых пространствах можно соорудить фундаментные электроды. Используйте открытые растяжки для кранов, фундаментов башен кранов или строящихся зданий. Краны в промышленных зонах привязываются к существующим схемам заземления. Если такие варианты создать невозможно или желаемые результаты не достигаются, требуется дополнительное заземление. Рельсы крана, используемые для заземления, также должны быть соединены с дополнительными заземляющими электродами, установленными рядом с краном.
Для изготовления таких электродов можно использовать стержни заземления с прозрачными штырями. С помощью набора стержней и соединительной галочки устанавливается глубинный электрод, балка или другой составной электрод с дополнительным вертикальным электродом. Изготовленное из элементов из оцинкованной стали методом термода, такое заземление способно поддерживать требуемое значение сопротивления в течение 30 лет, независимо от времени года. При необходимости величина сопротивления может быть уменьшена за счет использования дополнительных стержней для увеличения поверхности контакта заземляющего электрода с грунтом.
Если удельное сопротивление грунта под фундаментом, опорой крана или рельсом превышает 100 Ом-М, электроды электролитического заземления помогут обеспечить стандартный уровень сопротивления току. Для наземных башен, мостов, кранов и других кранов на гравийных, песчаных, супесчаных или постоянно мерзлых грунтах применяют другие шлифы с высоким сопротивлением с солями металлов.
Для передвижных (мобильных) кранов, перемещающихся с объекта на объект, используются комплекты переносных заземляющих устройств. Их использование обязательно для заземления мобильных кранов, работающих вблизи воздушных линий с натяжными опорами. Благодаря специальной конструкции замка и молотка, электроды могут быть забиты в мерзлый грунт и извлечены без использования дополнительных инструментов. Краны, установленные непосредственно на земле, заземлять не нужно.
Рано или поздно на открытой площадке, где работает кран, может разразиться гроза. Как бы ни была редка молния, рассчитывать на то, что ее не случится, несерьезно. Общая логика подсказывает, что при эксплуатации современного кранового оборудования, мощного и легко управляемого, но потенциально опасного и чувствительного к перегрузкам, гипертокам, замыканиям и наводкам — можно рассчитывать только на исправную работу системы заземления и освещения — правильно спроектированной защиты Система — Надежность.