Финансовый менеджмент — это форма контроля финансов, т.е. совокупность действий по контролю за законностью, эффективностью использования имеющихся у государства финансовых ресурсов и субъектов финансов.
Финансовый контроль — это все действия и мероприятия, осуществляемые специальными уполномоченными органами по контролю за хозяйствующими субъектами государственной власти и соблюдением органами местного самоуправления, а также соблюдением органами местного самоуправления в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов по целевому назначению. Получение полной и достоверной информации о ходе реализации принятых финансовых решений.
Объект финансового контроля — финансовые отношения между принципами, хозяйствующими субъектами и физическими лицами в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Субъекты — специальные аккредитационные органы и службы государственного аудита, подразделения хозяйствующих субъектов, негосударственные профессиональные органы, исходя из предоставленных им полномочий, осуществляющие деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами.
В зависимости от субъекта различают государственный и негосударственный (ревизионный, внутренний финансовый, общественный) аудит, аудит
Предметы: контроль финансовой, налоговой, таможенной, денежно-кредитной, страховой, финансово-кредитной и сводной деятельности.
Основные принципы бюджетного контроля: принцип законности, принцип независимости органов бюджетного контроля, принцип объективности, принцип гласности, принцип ответственности, принцип отображения функций и сил, системности.
Государственный бюджетный контроль направлен на управление бюджетным исполнением финансовой деятельности государственного унитарного предприятия, а также фондов всех уровней и масштабов.
— Предварительный (в ходе обсуждения и утверждения закона (решения) о бюджете и других законопроектов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам)
— Текущий (осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение соблюдения правил бюджетной дисциплины, налогообложения и бюджетных кредитов, а также на выявление и пресечение бюджетных нарушений)
— Последующий (это проверка уже исполненного бюджета, проводится в конце финансового года во время разбирательства и утверждения отчета об исполнении бюджета).
В зависимости от направления воздействия субъекта на объект: внешние и внутренние — В зависимости от места проведения контроля: офисные, полевые — В зависимости от полноты охвата материала: компактные, выборочные — Частота проведения: систематические, периодические, разовые — В зависимости от полноты охвата проблемы: комплексные и тематические сравнительные — Исследования источников В зависимости от повторяемости: первичный, вторичный, дополнительный.
Методы финансового аудита — совокупность способов, приемов и инструментов, с помощью которых осуществляется бюджетный контроль.
1) Проверка (проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерского баланса и расходной документации).
2) исследование (аудитору известны другие аспекты хозяйственной деятельности).
3) экономический анализ (комплексный подход к изучению различных вопросов финансового состояния предприятия с учетом общей оценки результатов деятельности)
4) надзор (осуществляется аудиторским органом в отношении финансовых учреждений, имеющих лицензию на определенные виды финансовой деятельности, и предполагает проверку соблюдения правил и норм).
5) проверка (полная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия) осуществляется
6) мониторинг (система постоянно проводимых проверок с целью наблюдения за текущими изменениями в деятельности хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль осуществляют
(3) бухгалтерия Российской Федерации
4) бухгалтерские службы субъектов Российской Федерации
5) иностранные контрольно-счетные органы
Президент и представительные органы бюджетного контроля (юридические лица федерального публичного права) формируют финансовую политику в сфере управления.
Президент Российской Федерации определяет важнейшие принципы политического управления страной через бюджетные акты, уставы и послания. Оперативные проверки осуществляются главным управлением президента и контрольно-ревизионной службой.
Бундестаг и нижестоящие представительные органы власти принимают финансовое законодательство и контролируют предоставление отчетов по бюджетным вопросам. В каждом субъекте есть Финансовый комитет и Бюджетный комитет, которые следят за подготовкой и исполнением бюджета.
Для контроля за исполнением Бюджетного кодекса и перечислением средств федерального бюджета был создан Счетный совет Российской Федерации.
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления
1. финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (служащими), проводится Федеральной службой по финансово-экономическому надзору, Федеральным министерством финансов, являющимся экономическим принципом Российской Федерации и субъектов. Уполномоченные Российской Федерацией учреждения, руководители и распорядители финансовых средств.
В их число входят Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Федеральная таможенная служба.
Правительство РФ управляет хозяйственной деятельностью и межведомственными отношениями министерств и организаций. При Правительстве действует Контрольно-ревизионный совет.
Основные задачи бюджетного контроля выполняются Министерством финансов РФ и его территориальными органами.
Основными обязанностями Министерства финансов являются.
1) Осуществление предварительных проверок при подготовке бюджета.
2) Осуществление текущего контроля за исполнением бюджета.
4) совершенствование методов учета и отчетности бухгалтерских и негосударственных организаций.
В федеральном министерстве финансов существует кассовый контроль, который отвечает за бюджетные средства и операции ключевых руководителей, менеджеров и приемлемый финансовый капитал.
Управление казначейства и ревизионное управление — проводит чеки.
Комитет по финансовому надзору.
Министерство экономики и торговли.
Федеральная антимонопольная служба.
Понравилась статья? Не забудьте добавить ее в закладки (Ctrl+D) и поделиться с друзьями.
3.1 Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля: понятие, принципы, виды и методы.
Управление финансами — это контроль за соблюдением законности и обоснованности действий в области формирования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных финансовых ресурсов (финансовых средств) в целях эффективного социально-экономического развития страны. ее и всего региона.
(1) Общий процесс ФДГ детализируется нормами налогового законодательства, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.
2) Закон о прозрачности определяет процесс информирования общественности через СМИ, в том числе о различных планах актов бюджетного планирования, отчетах об их выполнении, результатах бюджетных проверок и т. д.
3) Планирование ГДЗС основывается на системе проектов бюджетного планирования, структура, подготовка, утверждение и процесс реализации которых определяются соответствующими нормативными актами.
Основными нормативными актами в области бюджетного планирования и программирования являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации, региональные бюджеты, бюджет Пенсионного фонда РФ и другие государственные внебюджетные фонды. Фискальным и программным законом бюджетных органов является оценка, а балансом и расходным балансом — фискальный и программный закон производственных организаций.
(4) ФедерализмКонституция Российской Федерации определяет границы Российской Федерации и обязанности субъектов федерации в области финансов.
Так, статья 71 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся финансы, денежно-кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральная банковская деятельность, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ) относится к совместному ведению Российской Федерации и федеральных компонентов.
— Независимость с функциональной, организационной и экономической автономией контрольных органов при более широких полномочиях руководителей контрольных органов по сравнению с парламентскими условиями
— Строгое следование объективности и актуальности действующего законодательства для контролера — работа аудиторов высокого профессионального уровня на основе строго определенного аудиторского проекта.
— Прозрачность постоянной коммуникации государственных аудиторов с общественностью и СМИ.
— Эффективность, ясность и обоснованность требований, предъявляемых аудитором — Доказательность информации, которая является обоснованной и предоставляется в акте ревизии и проверки отчетности — Профилактика — Добросовестность субъекта контроля — Презумпция невиновности лиц, подозреваемых в различных финансовых нарушениях Аудиторские органы и др.
Функции общественного контроля.
1. определение и анализ фактического состояния: определение состояния учета использования акций и определение денежных средств 2. сравнение фактического состояния вещей с целями аудита: расхождения (т.е. нарушения) 3. соблюдение — определение его причин: характер и причины нарушений (например, хищений, недостач), меры по выявлению: определение финансовой дисциплины, нарушений 5. решение вопросов ответственности виновных лиц — дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская и материальная ответственность.
Основные направления бюджетного контроля
Проверка исполнения органами МСУ обязанностей в сфере ФПС в соответствии с возложенными на них обязанностями и выполнения финансовых обязательств перед гражданами и организациями государства и муниципалитетов ОТАС выполнения финансовых обязательств организаций и граждан перед государством, законности и обоснованности использования финансовых ресурсов подведомственных государству и юрисдикции — компаний и организаций, соблюдение институтов, правил использования финансовых ресурсов, сверки и хранения.
Определение внутрипроизводственных резервов — более экономное и эффективное использование финансовых ресурсов капитала, повышение рентабельности экономики и производительности труда.
Бюджетная дисциплина государства — это строгое соблюдение установленных правовыми нормами нормативов и процессов формирования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных публичных финансовых фондов (финансовых ресурсов). Требования бюджетной дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения и граждан, но и на органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц.
Государство, муниципалитеты, права и т.д., бизнес, разный бизнес (муниципалитеты муниципалитетов, муниципалитеты муниципалитетов, права на кредиты из бюджетов, прибыль и т.д.)
Предварительный финансовый контроль — до формирования, распределения и использования денежных ресурсов — Текущий финансовый контроль — контроль, осуществляемый в финансовых актах — Последующий бюджетный контроль — контроль, осуществляемый после исполнения финансовых актов
В зависимости от воли субъекта — Обязательный и самоуправляемый бюджетный контроль — Обязательный бюджетный контроль осуществляется: 1) законодательными требованиями (например, проверка представительными принципами исполнения бюджета по итогам года) — 2) государственными органами, обладающими директивными полномочиями (например, контроль и расследование налоговых органов в отношении налогоплательщиков — проверки правоохранительных органов, проводимые в соответствии с законом). аудиторские проверки, проводимые в соответствии с законодательством). — Финансовое управление осуществляется самостоятельными решениями финансовой организации. собственными силами (внутренний контроль) и при участии аудитора или аудиторов.
Контроль является основным методом финансового управления и представляет собой наиболее тщательное, полное и всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации или учреждения с целью проверки ее законности, эффективности и обоснованности.
Наблюдение — ознакомление с состоянием финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта. Наблюдение — система непрерывного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в сфере ФП.
Исследования — изучение отдельных аспектов ФП с помощью анкет и исследований.
Инспекция — проводится на объекте, используются балансы, бухгалтерские документы и расходные документы.
Инвентаризация — проверка состояния финансовых обязательств на определенную дату путем сопоставления фактической информации с данными бухгалтерского учета, с активами подконтрольных организаций.
Другие методы: анализ, композиция, планово-экономические исследования, заявки, отчеты о хозяйственно-финансовой деятельности, отчеты о прослушивании, информация от сотрудников и др.
В зависимости от объекта контроля
ФРОНТОВЫЙ (полный) — проверка всей деятельности предприятия, организации или учреждения за определенный период времени.
ВЫБОРНЫЙ — контроль отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности за короткий период времени.
ДОКУМЕНТНЫЙ — проверка различных финансовых документов.
REAL — Проверка наличия товарно-материальных ценностей, денег, наименований и запасов (инвентаря).
Стандартизация результатов контроля.
— Ревизии проводятся только комитетами. — Результаты аудита оформляются законодательно. — Этот закон подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее директором. — Возражения и замечания руководителя проверяемой организации и главного бухгалтера должны быть приложены в письменном виде для контроля и подписания. — В соответствии с Законом об аудите принимаются меры по устранению выявленных нарушений бюджетной дисциплины, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины с целью возмещения причиненного материального ущерба. Виновные привлекаются к ответственности.
Государственный и муниципальный финансовый контроль
Финансовый менеджмент — это совокупность мер и мероприятий, применяемых отдельными хозяйствующими субъектами, органами государственной власти разных уровней, для соблюдения действующего законодательства и распределения финансовых ресурсов и затрат.
Сущность бюджетного контроля раскрывается через его цели и задачи, основные составляющие общей системы контроля.
Основной целью финансового аудита является получение своевременной и полной информации о необходимых сведениях о процессе управления финансовыми ресурсами как на микро-, так и на макроуровне. Цели бюджетного контроля достигаются путем решения ключевых обязательств.
Наиболее важными задачами финансового аудита можно назвать
Финансовый контроль, осуществляемый государством
На современном этапе развития управление государственными и муниципальными бюджетами выступает как элемент финансового менеджмента в самом широком смысле.
Следует отметить, что помимо государственного управления финансами существует и негосударственное бюджетное управление, представленное проверками, проводимыми аудиторскими организациями, внутренним бюджетным контролем хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций.
Стоит обратить внимание на государственный и муниципальный финансовый аудит. Он проводится органами государственного бюджетного контроля на федеральном, муниципальном и местном уровнях в соответствии с налоговым и правовым регулированием.
На данном этапе развития наличие фискального контроля, осуществляемого на государственном уровне, связано в первую очередь с контрольными функциями. Выполнение этой операции обеспечивается, как правило, контролем за сбором, обращением и расходованием на государственном уровне и в различных государственных фондах бюджетных средств. При этом бюджетный контроль в полной мере осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства, то есть на стадии сбора, распределения и расходования бюджетных средств.
Важнейшей целью бюджетного контроля, осуществляемого на уровне государства и местного самоуправления, можно назвать эффективность финансовой деятельности государства, поскольку он следит за своевременным и полным поступлением государственных финансовых ресурсов из государственных и национальных фондов. Целевые расходы бюджетных ресурсов, доступных из государственных фондов, а также из государственного бюджета.
Государственное содержание бюджетного контроля можно рассматривать как разнообразные действия в виде аудита и бухгалтерского контроля со стороны органов государственной власти, в некоторых случаях направленные на поддержание банковской структуры и повышение эффективности государственной финансовой деятельности. .
Природа государственного бюджетного контроля проявляется в следующем
Отметим, что государственный бюджетный контроль существенно отличается от финансового или экологического контроля. В качестве объекта государственного финансового управления стоит рассматривать не технические механизмы, а состояние природной среды, экономические процессы, происходящие при формировании, распределении и расходовании финансовых ресурсов государственного капитала. В качестве субъектов такого финансового менеджмента можно рассматривать бухгалтерскую финансовую отчетность, сметные документы и т.д.
Рассматривая данный бюджетный контроль с правовой точки зрения, можно сказать, что государственный и местный бюджетный контроль — это самостоятельный экономико-правовой институт, который содержит нормы, регулирующие отношения по применению бюджетного контроля в ходе хозяйственной деятельности на государственном уровне.
Следует отметить, что правовые нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются одним из элементов закона о бюджете как налогового закона, который регулирует нормы, регулирующие налогообложение, расходование средств государственных фондов, валютное регулирование и т.д. . Они являются полноценным элементом налогового права как налогового права.